Александр Кемурджиан. Создатель первых планетоходов в мире

83 Просмотры
Издатель
В науке существуют теоретики и практики. Первые смотрят в телескоп и занимаются вычислениями, способными помочь в воплощении самых смелых амбиций человечества, а вторые работают над созданием устройств, которые сделают их возможными. Именно ко вторым и относится выдающийся конструктор и инженер Александр Кемурджиан.

Родился Александр Леонович в 1921 году, во Владикавказе, в армянской семье. С самых юных лет он все время что-то мастерил из подручных материалов – всякие шестеренки и разные причудливые механизмы и машинки. Тогда никто и подумать не мог, что это не просто детские забавы, а первые шаги будущего великого инженера-конструктора.

Но куда более серьёзно к Александру стали относиться, когда в 1940 году, когда он отправился на учебу в Москву, в Бауманское училище. Выбор вуза был идеальным – Кемурджиан идеально вписывался в его требования и по знаниям, и по своим умениям.

Пройдя всю Великую Отечественную войну, Кемурджиан вернулся к учёбе и по окончании Бауманского с красным дипломом получил направление в Ленинград, во ВНИИ-100, как он тогда назывался, а позже – ВНИИтрансмаш, разумеется, насквозь засекреченный. Это распределение было почетным – туда брали на работу только отборных специалистов. Через восемь лет Кемурджиан, защитив кандидатскую, возглавил отдел новых принципов движения.

Так начинается разработка и практическое создание луноходов и марсоходов, в том числе – аппарата, способного перемещаться прыжками на марсианском спутнике Фобосе. Это было начало подобных разработок в Советском Союзе, в немалой степени определивших мировые тенденции в таких исследованиях.

Потом случился Чернобыль – Кемурджиан поучаствовал и там. В самые короткие сроки был создан робот с дистанционным управлением для передвижения в зараженной зоне. Два таких аппарата много поработали, расчищая завалы и ликвидируя радиоактивные материалы. Это была поистине гениальная работа ученого, учитывая задачи и степень срочности.

Кемурджиан основал собственную школу. Для этого он самолично искал и находил лучших специалистов по всей стране, чтобы воплотить теоретические разработки в сконструированные аппараты. Машины надо было испытывать, команда ученых и инженеров сама придумывала методы испытаний, а для этого нужно было имитировать вакуум, гравитационные и температурные условия на поверхности тех космических объектов, для которых они были предназначены. Для испытаний в распоряжении ВНИИ трансмаш были оборудованы полигоны в Средней Азии и на Камчатке.

Кемурджиану неоднократно предлагали остаться в Америке, сулили выгодные и соблазнительные контракты. Он остался непреклонен, всегда возвращаясь к родным истокам, к той земле, с которой стартовали в космос спроектированные им машины. Кстати, любой аппарат всегда справлялся со своими задачами – на Луне ли, на Марсе или Венере.

Скончался Александр Леонович Кемурджиан 24 февраля 2003 года. Выдающийся ученый похоронен на армянском участке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга
#кемурджиан
Категория
Конструкторы
Комментариев нет.
========================